, ,

Рай на земле

Уменьшить размер текста Увеличить размер текста Размер текста Распечатать

Приступая к озеленению прихрамовой территории, и дизайнер-профессионал, и дизайнер-любитель, должен понимать, насколько важно не допустить ошибок в работе. Ведь храм посещают множество благочестивых людей, которые, при входе на территорию, настраиваются на молитвенное состояние и созерцательность.

Прихрамовая территория – культовое пространство, где нет «случайных» предметов и растений. Каждый элемент имеет свое особенное значение: росписи, скульптуры, деревья и цветы. Так, к примеру, фиалка – символ смирения – самой первой и самой почитаемой православными людьми добродетели. Неприметная, хоть и красивая, она тянется к солнцу, затерявшись в траве. Кстати, трава на территории храма также не простая, а «шелковистая» и святая, ведь по ней, как говорил Преподобный Серафим Саровский:  «…стопочки Царицы Небесной прошли!». Кроме духовных правил, дизайнер также должен соблюдать несколько других важных и земных правил.

Принципы для руководства при озеленении прихрамовой территории

 — Соразмерность деревьев и храма

Подбирая деревья и кустарники для озеленения прихрамовой территории, необходимо учитывать габитус каждой конкретной породы/сорта и их соразмерность с пространственными пропорциями храма и других построек.

Соответствие основного породно-сортового состава местным традициям

Составляя макроландшафт при храме необходимо использовать для высадки традиционные для каждой конкретной местности хвойные, плодовые деревья и кустарники. Экзоты, как основа, будут выглядеть, по меньшей мере, нелепыми чужаками, которые появились неизвестно откуда. Зарубежные новинки, пусть и районированные, не найдут отклика в душе прихожан, для которых все на прихрамовой территории – родное, понятное и не ассоциируется с красивыми, но чужими ландшафтами. К примеру, тополь или, знакомая всем с деда-прадеда,  белокорая березка будет гораздо милее, нежели кипарисовик или туя западная.

 — Насаждение плодовых деревьев пород, сортоформ и видов, привычных для конкретной местности

Для посадки на территории около храма, необходимо использовать плодовые деревья, которые растут в данном населенном пункте. В таком случае ландшафт прихрамовой территории будет гармонировать с ландшафтом местности в целом, а у посетителей не возникнет ощущения, будто бы они посещают ботанический сад.

Выбор в качестве «священных» деревьев районированных, устойчивых и пластичных пород

Нет нужды мучить растение со статусом «священного», если оно не может расти в предлагаемых условиях в силу своих биологических особенностей. Лучше подыскать ему достойную замену. Акклиматизированный саженец — надежный и морозостойкий, не будет с годами терять свои эстетические достоинства. К примеру, в образе «священной оливы» в средней полосе России лучше выступит один из сортов ивы свердловской селекции, нежели лох узколистный.

— Ограниченный символизм

Этот принцип подразумевает ограниченное использование формовки и отказ от устройства стриженных растительных лабиринтов в саду православного храма. Это правило применяется и при составлении цветников, и при формировании ассортимента кустарников, деревьев. Ограничение особенно актуально, если в композицию включены растения, которые сопровождают канонические инсталляции на прихрамовой территории или растения, которые являются «библейскими» символами. Также принцип предполагает использование оптимального количества растений-символов. Достаточно одной-двух видов пород для создания композиции.

 — Практичная декоративность

При выборе для композиций экзотических плодовых пород, необходимо обращать внимание не только на их оригинальность, стабильность размеров кроны, пышность цветения, но и на обильность плодоношения, а также на органолептические достоинства плодов.

 — Ботаническая и лечебная ценность растений

Понятие «ботаническая ценность» предусматривает разведение, изучение и коллекционирование редких растений, в том числе растений, которые имеют лекарственные свойства. Последние наряду с популярными, широко известными растениями, могут произрастать на специальном аптекарском огороде. Его устройство необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна территории храма. Размер декоративного огорода зависит от предполагаемого количества лекарственных растений. Для ландыша, валерианы, чистотела и мяты нужна небольшая площадь. Если вместе с перечисленными растениями будут выращиваться также: ромашка, шафран, базилик, лаванда, кинза, пустырник, буквица, зверобой, кориандр, шалфей,  майоран — необходима значительная площадь.

 — Демонстрационность и гармония

Эти понятия подразумевают таких многолетников и кустарников, которые обеспечат демонстрационный эффект. С помощью «правильных» растений создаются композиции, которые подчеркивают архитектуру храма и соответствуют его стилю. Такие правила соблюдаются также при выборе материалов и малых архитектурных форм для сада. К примеру, территорию вокруг старого храма из песчаника, который пережил не одно столетие, лучше оформить в стиле натур гарден. Здесь будут уместны различные садовые сооружения из дерева и камня (хотя бы того же песчаника), простые неброские цветы, живая изгородь из девичьего винограда, традиционные деревья и кустарники: чубушник, спирея, боярышник. При обустройстве территории вокруг храма современной постройки можно использовать регулярный стиль. Воссоздать его можно при помощи подпорных стенок, топиарных форм лиственных и хвойных растений, четких линий цветочных бордюров и клумб с розами. Конечно, все в меру. Ведь умеренность – также добродетель.

И в заключение нельзя не сказать о, пожалуй, самом главном правиле: приступать к работе необходимо с чистым сердцем и светлыми помыслами. Только в таком случае гарантирован успех!

© 2013 — 2016, Сажаем Сад. Все права защищены.

Интересно


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.